04.12.2014
В декабре 2014 г. дирекция департамента развития сети канала ТНТ обратилась к своим региональным партнерам с требованием прекратить размещение бегущих строк в программах канала. Свое решение ТНТ обосновал «внутренней политикой» и «просьбами телезрителей». Однако за этими скупыми формулировками стоит достаточно сложная мотивация, достойная отдельного внимательного изучения.
Бегущая строка на ТНТ: отменили или нет?
До недавнего времени сетевые партнеры ТНТ в регионах свободно размещали бегущую строку как в программах ТНТ, так и в своих собственных программах. Бегущая строка была и остается дополнительным источником дохода для местных каналов, т.к. заказчиками объявлений этого формата часто выступают кадровые отделы компаний, да и простые граждане, заявляющие таким образом о пропажах, купле/продаже личного имущества и решающие другие частные задачи.
После появления упомянутого письма сетевые партнеры ТНТ, не имеющие собственного вещания, однозначно будут вынуждены убрать бегущую строку под угрозой штрафных санкций. Те же каналы, которые имеют программы собственного производства, смогут избежать полной отмены бегущей строки, если перенесут ее из ТНТ-шных блоков в свои.
Сетевых партнеров ТНТ в разных городах России – более сотни, и решение будет приниматься каждым каналом в отдельности. Но первые итоги можно подвести. Об отмене бегущей строки уже заявили сетевые партнеры ТНТ в Йошкар-Оле, Калуге, Магнитогорске, Новом Уренгое, Самаре и многих других городах, как больших, так и малых. Изменение графиков и условий трансляции бегущей строки произошло или скоро произойдет в Курске, Твери и Тамбове и т.д.
Что это означает для рынка? Прежде всего, потерю целым рядом региональных вещателей определенной статьи доходов. Неудивительно, что многие вещатели на местах сразу же попытались предложить заказчикам альтернативу «бегушке» - всевозможные «телегазеты» и флипчарты – чтобы не отдать нишу бюджетных объявлений конкурентам.
Что дискредитирует бегущую строку?
Ключевой вопрос: почему же ситуация начала развиваться подобным образом? В определенной степени, виноваты в этом сами региональные вещатели. Некоторые из них в последние годы явно злоупотребляли отсутствием должного контроля содержания бегущих строк со стороны федеральных партнеров и Роскомнадзора. В результате в погоне за дополнительной прибылью эфир заполнялся информацией сомнительного качества, включая информацию об услугах всевозможных магов и гадалок или различные эротические чаты. Бегущие строки с рекламой – вообще отдельная тема. Многие зрители, и не без резона, считают, что когда проходит блок с рекламными роликами и начинается сериал, они должны иметь возможность отдохнуть от рекламы. Но «бегушка» с чудо-кредитами и сезонными распродажами не дает им этого сделать. Все это вызывает раздражение у социально активной части телезрителей, которые нередко направляют свои претензии «провинившемуся» федеральному партнеру (будь то ТНТ, СТС, РЕН или любой другой канал). И это только одна сторона проблемы.
Вторая сторона состоит в том, что бегущие строки рекламного характера по действующему законодательству должны учитываться в общем объеме рекламного времени местного вещателя, т.е. их объем строго регламентирован. Но на практике некоторые телекомпании, по понятным причинам, превышают допустимый объем. Доказать это можно, но достаточно хлопотно.
Роскомнадзор и Telebegun.Ru упорядочат рынок бегущей строки
Тем не менее, в последнее время Роскомнадзор всерьез вознамерился навести на рынке бегущей строки порядок. Представители этой федеральной службы публично заявили на профильном совещании о своем намерении прописать ответственных за содержание бегущей строки и разработать достаточную правовую базу для более серьезного контроля обозначенной сферы. А в ноябре на сайте Роскомнадзора были размещены «Рекомендации по бегущей строке, размещаемой в эфире телеканалов», в которых региональным вещателям в очередной раз напомнили о необходимости контролировать объем и содержание бегущих строк.
Почему же в ОАО «ТНТ-Телесеть» решили подстраховаться и убрать из своих программ бегущие строки? Очевидно, что таким образом канал решил попросту снять с себя всю (даже гипотетическую) ответственность за содержание материалов, распространяемых региональными партнерами. Однако этот путь все же нельзя назвать идеальным ведь он бьет по финансовым интересам партнеров и, в сущности, «душит» саму бегущую строку как эффективный медиаинструмент.
«Нельзя забывать, что значительная доля бегущих строк относятся не к рекламе, а к объявлениям социального характера (о поиске персонала, находках и пропажах, поиске очевидцев ДТП), поэтому общественную значимость бегущей строки не стоит преуменьшать, – считает эксперт медиарынка, генеральный директор сервиса Telebegun.Ru Роман Дыкин. – Создавая наш онлайн-сервис по размещению бегущей строки в регионах РФ, мы изначально закладывали в концепцию этот момент – поддерживать только общественно значимые объявления и не размещать рекламные. По логике вещей, рынок в целом будет развиваться именно в направлении отказа от рекламных бегущих строк, что уже подтверждается опытом целого ряда городов. А пока что бывают перегибы и нарушения на местах. Но все эти проблемы можно решить, сохранив при этом бегущую строку на телевидении как важный социальный инструмент. Сейчас всем игрокам рынка следует серьезно задуматься о создании единых правил и стандартов приема объявлений и контроля над их содержанием. Только в этом случае из сложившейся ситуации победителями выйдут и федеральные каналы, и их региональные партнеры, и население страны».
Смотрите видео:
Перейти к списку статей | Зарегистрироваться в системе | Подать телеобъявление